Меланхолия*

На днях всё таки посмотрела фильм «Меланхолия»    Ларс фон Триера

Премьера состоялась 18 мая 2011 года на Каннском кинофестивале.

Дата премьеры в России — 7 июля.
1 июля 2011 года фильм был продемонстрирован на 33-м Московском международном кинофестивале.

Насколько я помню, фильм не показывали в кинотеатрах длительное время, в нашем кинотеатре он шёл два дня.


Из фильмографии Ларса смотрела только «Королевский госпиталь» (по Стивену Кингу), но это совсем не то.

С начала фильма становится ясно, что фильм на узкую аудиторию, и он понравится не всем.

Хорошая игра актёров.Хоть Кирстен Данст мне лично не люба (смотришь на неё и вспоминается Мери Джейн), но в фильме она была очень убедительна.

Да, замечательная музыка к фильму. Музыка Вагнера, помогающая поддерживать зрительское напряжение, которое без нее, признаться, было бы недостаточным. Кирстен, получила «Золотую пальмовую ветвь» за исполнение этой роли.

Сюжет построен на событиях, происходящих в одной немногочисленной и очень богатой семье за несколько часов до исчезновения жизни на нашей планете. В первой части фильма, посвященной старшей из сестер — Жюстине, играют свадьбу. Гости собрались в большом поместье, окруженном полем для игры в гольф. Все веселятся, за исключением невесты. Жюстин постоянно убегает от общества, от своего собственного мужа, от сестры и ее партнера-миллионера. Она в конце концов приходит к матери, которая устроила за столом довольно неприятную сцену, но та ее выгоняет, даже не приласкав. В итоге Жюстин посылает на все четыре стороны своего босса, своего мужа (она успевает ему в первую брачную ночь даже изменить), проводит время с отцом, который в итоге тоже уезжает. Невеста остается одна. В этот момент начинается вторая часть фильма, посвященная младшей сестре — Клер (Шарлотта Генсбур).

Клер — хрупкая женщина, окруженная миром благополучия и отсутствия каких-либо обязательств. Она любит своего мужа, кататься на лошадях и внешнюю сторону жизни — существование, окруженное красивыми декорациями. Она  не вызвала особых симпатий. Это человек, который полностью погружен в себя, в свои ощущения, которому в общем-то по большому счету наплевать на окружающих ее людей, за исключением, может быть, последних эпизодов картины.

Она очень боится приближения планеты Меланхолия и не верит, что она в итоге пролетит мимо и не врежется в Землю. Ее опасения сбываются, и муж Клер, не выдержав тягостных минут ожидания конца, решается на самоубийство. Две сестры и семилетний сын одной из них остаются вместе в ожидании смерти.

Фильм «Меланхолия» вовсе не из тех, где зритель до конца не знает, чем все закончится. Триер раскрывает карты с самого начала, а потом медленно наслаждается подробностями и мелкими деталями истории.

Также с самого начала понятно, что Меланхолия – название не только планеты, но и состояния главной героини Жюстин. Ибо Меланхо́лия (от др.-греч. μελανχολία «меланхолия», из μέλας «чёрный, тёмный» + χολή «желчь; гнев») — в русской терминологии «мрачное помешательство» — термин, обозначавший в начале XX века один из видов психических расстройств. Понятие близко к современному понятию депрессии.

Ее «мрачное помешательство» имеет все известные признаки заболевания: она не чувствует вкус еды, а вместо этого ей кажется, что она поедает пепел, она не хочет вставать с постели, мыться, ей свойственно грустное расположение духа. Но в конце фильма оказывается, что эта больная, не совсем в себе девушка является единственным человеком, который способен здраво оценить ситуацию и с достоинством прожить последние минуты жизни. Она встречает смерть, в отличие от своей сестры и племянника, с открытыми глазами, осознавая, что ее мучениям наконец-то пришел пылающий и такой желаемый конец.

Понравилось, что режиссер нетривиально подошел к идее апокалипсиса, показав его исключительно через призму одной единственной семьи — без какого-то вселенского хаоса, ужаса, массовой гибели человечества и т. д. Это не выглядело банально, как большинство фильмов-катастроф.

Однако в целом картина достаточно уныла: предсказуемый сюжет, весьма странное поведение героев в отдельных ситуациях, медлительность повествования.

Но унылой кажется только первая половина фильма. Во второй фильм держит тебя в напряжении.

В этой — первой — части фильма герои будто еще не знают об опасности. И поступки Джастин кажутся странными и глупыми. А ее сестра будто действительно боится всего лишь за устроенный ею праздник. Но истинные мотивы поступков героинь становятся ясны во второй части. 

Во втрой части страшная депрессия сменяется для нее спокойствием, удивительным спокойствием обреченного человека. А ее сестра, напротив, переживает, мучается, надеется. 
Сестры меняются ролями: теперь уже другая пытается бежать куда-то, хотя очевидно, что бежать некуда. Вторая спокойна. Она освободилась уже от всех земных уз, оставшись с самыми близкими людьми. Удивительно, как женщины в этой картине, при всей их внешней слабости, истеричности, оказываются сильнее, чем мужчины. Как они, хоть и боятся, но находят в себе силы спокойно ждать окончания истории, не пытаясь найти простых решений.

 Вся эта гамма чувств: надежда, отчаяние, освобождение, паника — вся она показана в одной картине. Всю ее переживают всего лишь две женщины. Весь ужас и неотвратимость происходящего передает всего одна мелодия, звучащая то тише и спокойней, то громче…

Фильм заканчивается тем, чем и начинается. А после — пустота. Тишина. Абсолютная тишина и строгие, безжизненные титры. Ничего больше нет. Все кончилось.

Фильм буквально опустошил.  Я два дня ещё думала о нём… Не знала, как бы я повела себя в данной ситуации. ведь ни одной точке мира невозможно было спрятаться, везде смерть...

 

 

 

 

Обсудить у себя 1
Комментарии (2)
Да ниче так фильм!
меня очень впечатлил!теперь Антихрист хочу посмотреть
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Meteorite
Meteorite
Была на сайте никогда
25 лет (23.11.1991)
Читателей: 104 Опыт: 0 Карма: 1
все 89 Мои друзья
Я в клубах
Фотографируем Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба